Закрытый шинопровод является сборно-разборной модульной системой заводского изготовления, предназначенной для передачи и распределения электрической энергии. Конструкция пакета с изолированными алюминиевыми или медными проводниками, отвечающими требованиям стандартов, заключена в металлический корпус.
Первые магистральные шинопроводы со спаренными фазами из алюминиевых шин были разработаны в СССР в 50-х годах. Тогда, в период послевоенного ускоренного индустриального строительства, в стране возникла потребность в системах для передачи энергии большой мощности на низком напряжении. Также сказывалась острая нехватка кабельно-проводниковой продукции. Правительство поручило Главэлектромонтажу Минмонтажспецстроя СССР создать альтернативный кабельным проводкам эффективный способ электроснабжения промышленных предприятий с применением шинопроводов. В 1959 году начался выпуск шинопроводов в Советском Союзе. История создания американских шинопроводов приходится на это же время, а затем в Европе и в других странах.
На сегодняшний день существуют две общеизвестные конструкции сборных шинопроводов в металлическом корпус:
Системы, в которых шины изолированы друг от друга воздушным зазором.
Компактные системы изолированных шин приближенных максимально друг к другу.
Как правило, системы шин с воздушной изоляцией применяются в установках до 800А. Характеристики таких систем - это расстояние между проводниками для воздушной изоляции.
Основное преимущество конструкции шинопроводов - это компактность. В этом типе шинопроводов каждая шина имеет оболочку из изоляционного материала, и весь пакет шин помещен в металлический корпус в виде сэндвичевой структуры.
Благодаря компактной конструкции габариты минимальные, так как отсутствуют воздушные промежутки, индуктивное сопротивление минимизировано и потери напряжения очень низкие.
Отличная теплоотдача посредством корпуса, который служит в качестве радиатора. Такая система обычно применяется на номинальный ток 800А и выше.
Основными элементами системы являются:
Корпус бывает стальной или алюминиевый и может использоваться в качестве заземляющего проводника.
Проводники или шины могут быть алюминиевые или медные. Алюминий может быть использован, так же как и медь, после зачистки поверхности и нанесения покрытия сначала никелем, а затем оловом по всей поверхности или в местах контакта.
Алюминию отдается предпочтение из-за легкого веса, экономичности и простоты монтажа.
Системы штепсельных шинопроводов позволяют осуществлять отбор энергии через разъемы без отключения основного питания. Штепсельные присоединения используются на токи от 10 до 630А.
В установках с более высоким током лучше применять ответвительные коробки с болтовым присоединением, которые устанавливаются на стыках секций.
В зависимости от назначения ответвительные коробки могут оборудоваться выключателями нагрузки, разъединителями, автоматическими выключателями.
Обычно системы шинопроводов изготавливаются в виде прямых секций. Для размещения системы в физических габаритах и конструкциях зданий разработан набор различных секций и установочных изделий для вертикального или горизонтального монтажа, вводные или трансформаторные модули и различные типы стыковочных изделий.